«Грузите апельсины бочками» и другие непонятные послания банков своим «сомнительным» клиентам

В борьбе с уклонением от уплаты налогов и «обналом» государство перенесло часть ответственности на банковский сектор, который теперь несет ощутимые риски, обслуживая «сомнительных» клиентов.  Примечательно, что каждый банк разрабатывает свою система оценки «подозрительности»: это может быть массовый адрес или директор, и отсутствие зарплатного проекта в банке, и снятие денег с корпоративной карты выше определённого лимита и т.д.

В отсутствии однозначных инструкций регулятора банки занимаются самодеятельностью, активно ищут «подозрительных» клиентов, отключают им «банк-клиент» и блокируют счета, устно предлагая забрать деньги и поменять банк в качестве одолжения. При этом, клиентов убеждают, снова устно, что подозрений банка вполне достаточно для блокировки счета. Но это не так, и действия кредитной организации в большинстве случаев незаконны.

Итак, если Вам позвонили из банка, написали и сообщили, что к Вам есть вопросы в связи со 115 -ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», примите во внимание, что Банк обязан запросить у Вас необходимую информацию официально, то есть письменным запросом или с использованием системы электронного взаимодействия.

Если банк обращается к Вам устно, то переводить все общение в эпистолярный жанр: только письменные запросы и обязательные письменные ответы на них.

К примеру, Вам позвонили из Банка и сообщили: «К Вам вопросы, мы предлагаем забрать ваши деньги, уходите в другой банк!» Ваша реакция должна быть следующей: вручить банку письменный запрос с требованием письменного разъяснения ситуацию, запросом перечня необходимых банку документов, уточнением необходимости визита руководителя и т.д.

Если Вам пришло письмо из Банка с требованием предоставить документы, мы рекомендуем в кратчайшие сроки предоставить данную информацию и письменно уточнить в банке о достаточности сведений и документов. Просьбы банка о визите руководителя лучше не игнорировать, найти в графике директора время и посетить банк.

Если Банк в разумный срок не отвечает на запросы, а также если ответ не конкретен, или не содержит четкого указания, на основании каких критериев операции вашей компании признаны сомнительными, необходимо написать банку претензию и готовиться к судебному разбирательству, где обжаловать незаконные действия банка, взыскивать с него упущенную выгоду, ущерб деловой репутации , а также процент за незаконное использование Ваших денежных средств.

На этом этапе и потребуется вся ваша письменная переписка с банком. Стоит ли напомнить, что вся письменная корреспонденция должна подтверждаться почтовой квитанцией и описью о вложении.

У нас имеется опыт урегулирования данных конфликтных ситуаций как путём переговоров с банками, так и путём привлечения банков к административной ответственности Центральным банком.

Команда FMG Group

Октябрь 2017г.

Вернуться в Блог