Согласно документу, жене отходила ипотечная квартира, купленная в браке, и автомобиль Mazda. Муж оставался с Opel и BMW, которыми владел еще до брака, а также получал телевизор.
Спустя два года после развода экс-супруг решил, что соглашение было нечестным, и через суд стал претендовать на половину общего с бывшей супругой имущества. Красногорский городской суд обратил внимание, что пять лет документ не вызывал у истца никаких вопросов, и срок исковой давности прошел.
Истец обжаловал решение в Московском областном суде. Там заняли его сторону: несправедливо, что всё, что получил супруг, не было их общей собственностью с женой, тем более, что в соглашении не была указана суммарная стоимость общего имущества. Документ был признан недействительным, и бывшему мужу присудили половину купленной в браке квартиры. То, что соглашение было заключено еще в 2013 году, судей не смутило.
Тогда экс-супруга обратилась в Верховный суд. Судебная коллегия по гражданским делам напомнила, что по закону супруги, в том числе бывшие, могут по взаимной договоренности делить имущество как им вздумается. Ни о каких пропорциональных долях в этом случае речи не идёт: несоразмерность не может быть основанием для отмены соглашения.
В этом конкретном случае супруги заключили соглашение о разделе имущества, которое было исполнено. Бывшая жена получила квартиру, за которую сама выплатила ипотечный кредит, а бывший муж ездил на своих машинах и смотрел телевизор.
Люди в браке в соответствии с принципом свободы договора сами могут решить, что кому достанется в случае развода. Например, заключить брачный договор, соглашение о разделе имущества или соглашение о признании имущества одного из супругов общей собственностью. И принципы справедливого раздела ровно пополам в случае наличия такого документа будут уже ни при чем. Так что спорить не о чем, решил Верховный суд: раз договорились, значит, договорились.
Тем более, что срок исковой давности в любом случае вышел: потребовать признать сделку ничтожной можно в течение трех лет с момента, когда началось ее исполнение. А на признание сделки недействительной и вовсе есть всего год с момента прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка. Дело отправлено на пересмотр.