Кредитор обратился с документами 29 сентября 2017-го, а реестр был закрыт еще 6 апреля 2016-го.
Кредитор обратил внимание, что он получил копию исполнительного листа лишь 21 августа 2017-го и пожаловался в арбитражный суд, который не принял возражения. Суд апелляционной инстанции решение отменил и постановил включить кредитора в третью очередь реестра требований. Окружной арбитражный суд, в свою очередь, занял сторону конкурсного управляющего и отменил решение апелляции.
Кредитор на этом не успокоился и обратился в Верховный суд. Там с его доводами согласились (https://vsrf.ru/documents/practice/28477/). ВС обратил внимание, что если на руках у кредитора не было исполнительного листа, его позднее обращение о включении требования в реестр требований кредиторов нельзя признать несвоевременным.
Хоть процедура банкротства и публичная, и сведения о ней публикуются в СМИ и интернете, взыскатель не обязан самостоятельно следить, не обанкротился ли тот, кто должен ему деньги, подчеркнули в Верховном суде. И он вправе ждать, что государственная служба, которая присудила ему деньги с должника, его персонально проинформирует, что эти средства нельзя взыскать потому что должник — банкрот.
Определять, когда закрывать реестр требований для конкретного кредитора, надо не исходя из даты опубликования информационного сообщения о введении процедуры банкротства, а исходя из того, знал ли взыскатель о банкротстве должника и необходимости потребовать включить себя в реестр, следует из решения ВС.
На практике оказалось, что приставы долго не возбуждали исполнительное производство. Решение мирового судьи о взыскании денег было вынесено еще 4 июня 2015 года, а 14 августа были выданы исполнительные листы. Но судебные приставы их потеряли. В январе 2016-го приставы получили дубликаты, но снова их потеряли. С заявителем все это время никто не связывался.
«Служба судебных приставов, совершая действия по восстановлению утраченных исполнительных листов, давала основания полагать, что исполнение будет получено в ординарном порядке через данную службу и для этого нет объективных препятствий в виде банкротства должника», — говорится в решении ВС.
По решению Верховного суда кредитор должен быть включен в реестр: срок он не пропустил.