Эти изменения позволяют удалить информацию или ограничить доступ к ресурсу в Интернете без процедуры судебного разбирательства. При этом сведения, в отношении которых подается заявление должны быть не просто порочащими, а обвиняющими в совершении преступления. Работать процедура будет только в отношении физических лиц.
Процедура следующая:
- Лицо направляет прокурору своего субъекта РФ заявление о принятии мер по удалению информации и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию. Заявление должно содержать:
- Если сведения в заявлении неполные или неточные, то прокурор субъекта Российской Федерации вправе направить заявителю в течение 3 рабочих дней уведомление об уточнении представленных сведений. Поэтому, переданные контакты заявителя должны быть актуальными.
- Прокурор субъекта РФ проводит проверку поступившего заявления и составляет заключение о наличии оснований для принятия мер по удалению недостоверной информации, в случае ее неудаления – об ограничении доступа к распространяющему информационному ресурсу, или уведомляет заявителя об отсутствии таких оснований. Заключение прокурора субъекта РФ незамедлительно направляется Генеральному прокурору Российской Федерации. Срок данного этапа – 10 дней.
- В течение 5 рабочих дней со дня получения документов Генеральный прокурор проверяет обоснованность заключения и принимает решение об обращении в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по удалению недостоверной информации, и ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию, в случае ее неудаления. В случае признания заключения необоснованным, соответствующее уведомление направляется прокурору субъекта Российской Федерации. Отказное заключение прокуратуры может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
- Роскомнадзор незамедлительно определяет провайдера хостинга, администратора сайта или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети "Интернет" указанного информационного ресурса, направляет ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, с требованием принять меры по удалению такой информации, а также фиксирует дату направления этого уведомления.
- Провайдер незамедлительно должен связаться с владельцем ресурса, распространяющим недостоверную информацию и передать требование Роскомнадзора. На исполнение требования Роскомнадзора удалить недостоверную информацию владельцу ресурса даются сутки. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу незамедлительно по истечении суток с момента получения уведомления.
- Если провайдер хостинга также не принимает меры, указанные в законе, Роскомнадзор взаимодействует с оператором связи с целью ограничения доступа к данному информационному ресурсу.
- фамилию, имя, отчество, паспортные данные заявителя, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты, почтовый адрес);
- прямую ссылку на страницу с недостоверной информацией;
- мотивированное обоснование недостоверности размещенной информации.
Станьте подписчиком FMG GROUP в Facebook!
Плюсы нового механизма
Заявленные законом сроки процедуры значительно быстрее, чем судебный порядок: около 30 дней против 120 дней судебного процесса.
Процедура снимает с лица необходимость поиска ответчика для иска. Особенно это актуально для ситуаций, когда публикация размещена на сайте, не являющимся СМИ или на ресурсе в другой юрисдикции.
Минусы процедуры
Из закона не явствует как обосновать недостоверность сведений о совершении лицом преступления, кроме как утверждением, что нет вступившего в силу приговора суда в отношении лица, или отсутствием возбужденных дел.
Процедура предполагает два уровня проверки в прокуратуре (прокурор субъекта и генеральный прокурор), на каждом этапе могут отказать. При этом неясно, насколько прокуратура полномочна принимать решения о достоверности или недостоверности информации, способна ли определить порочащий характер. Фактически, закон наделяет прокуратуру функцией оценки порочащего характера информации, которой ранее был наделен только суд.
Очевидно, что закон использует функцию прокуратуры по реагированию на сообщения в преступления, содержащиеся в публично размещенной информации. Если в публикации будут содержаться правдивые сведения о преступлении, прокуратура обязана будет возбудить доследственную проверку. Следовательно, безопасно воспользоваться данным механизмом удаления информации могут только действительно оговоренные лица. Формального отсутствия решения суда по описанной в публикации информации явно недостаточно. В некоторых случаях заявитель может сам инициировать проверку в отношении себя.
Предложенная процедура удаления информации бесполезна для публикаций, размещенных на ресурсах за пределами юрисдикции Российской Федерации, так как иностранные площадки не обязаны исполнять предписания ни прокуратуры РФ, ни решения российских судов. Чаще всего, действительно недостоверные или компрометирующие публикации распространяются именно через такие сайты. Максимум, что можно добиться в этом случае – ограничение поисковой выдачи на территории России. При использовании иностранного VPN и за пределами России публикация будет доступна.
В первое время закон, скорее всего, не будет работать или работа с обращениями не будет отличаться от обычных обращений граждан, что явно не соответствует заявленным срокам процедуры. В дату вступления закона в силу, формы электронного взаимодействия на сайтах прокуратуры города Москвы и Генеральной прокуратуры соответствующих полей не имели. По телефону прокуратура сообщила, что не знает о нововведениях.
В целом, внедрение превентивного механизма удаления порочащей информации в информационном пространстве, назревает давно, и к решению данного вопроса законодатель подходит не в первый раз. Ранее для физических лиц был принят «закон о забвении», положения которого разбились о спорную, но вполне жизнеспособную позицию поисковых сервисов о том, что они не являются органом, который может давать оценку достоверности информации. До этого, закон об исполнительном производстве наделил судебных приставов полномочиями по обращению в Роскомнадзор с требованиями о блокировании доступа к информации. Об эффективности работы регулятора мы до сих пор можем прочитать на каналах Telegram.
Надеемся, что предложенный в законе механизм защиты чести и достоинства поможет гражданам защищать свои права более эффективно и быстро. Следим за развитием данного сервиса.