Обвиняемых по экономическим статьям не нужно держать под стражей, заявил Владимир Путин. «Есть другие формы: подписка о невыезде, домашний арест и так далее», — заявил президент на одной из встреч в рамках Восточного экономического форума, оговорившись, что нужен баланс между интересами государства и отдельных лиц.
О необходимости либерализации экономических статьей Путин говорит регулярно. Предпринимателей по всей стране при этом продолжают заключать под стражу.
В послании Федеральному собранию в феврале президент призвал «избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства». В мае чаще отпускать предпринимателей под залог Путина попросил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Тогда глава государства признал, что залог вместо ареста позволит «не прекращать деятельность предприятия и людей на улицу не выбрасывать».
Станьте подписчиком FMG GROUP в Facebook!
Тема снова всплыла на июньской «прямой линии». «Нельзя злоупотреблять этими арестами, особенно в сфере экономических правонарушений», — заявил тогда Путин. Правда, посетовал, что иногда предприниматели не оправдывают доверия: «Так и хочется сказать: от нас не убежишь, но, к сожалению, убегают».
В июле президент поручил Генпрокуратуре и Верховному суду проанализировать ситуацию и разработать меры, которые помогут решить проблему. Поручение должно быть исполнено до 1 декабря.
На Дальнем Востоке Путин повторил, что обсуждал либерализацию экономических статей с председателем Верховного суда, и «целый набор мероприятий» уже проводится.
Месяц назад глава государства подписал закон, запрещающий продлевать арест бизнесменов, если по делу не проводятся активные следственные действия. Теперь следствие должно обосновать, почему предприниматель должен остаться под стражей.
В законодательстве и так уже прописано всё необходимое, чтобы не держать предпринимателей под стражей, отмечает адвокат Игорь Головко. Всё в руках следователей, и им, разумеется, не хочется, чтобы подозреваемый имел теоретическую возможность уехать. Добиваясь ареста, следователи могут апеллировать к тому, что у подозреваемого есть иностранное гражданство. Или просто заявлять, что фигурант дела может скрыться (что само по себе довольно абстрактная формулировка). Или апеллировать к исключительным обстоятельствам. Судьи, в свою очередь, обычно выбирают ту меру, о которой ходатайствует следствие.
Еще один вариант — возбудить дело не только по экономической статье, но и по 210-й — об организации преступного сообщества. Даже если до суда второе дело не дойдет, это будет основанием, чтобы держать предпринимателя под арестом до полутора лет.
Немного статистики: в 2018 году в Москве было удовлетворено 9 544 ходатайств о заключении под стражу, 818 ходатайств о домашнем аресте и 5 ходатайств о мере пресечения в виде залога.