В законопроекте о внесении изменений в закон № 115-ФЗ требование сформулировано так: «Юридические лица обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем».
При этом понятия «обоснованные и доступные» являются оценочными и могут трактоваться правоохранителями и самим юрлицом очень по-разному. Можно провести аналогию с критериями должной осмотрительности при выборе контрагентов, из-за которых налоговые органы часто штрафуют добросовестные компании. Налоговики просто находят среди контрагентов юридического лица компанию, которая не заплатила налоги или не выставила необходимые счета-фактуры, что привело к разрыву цепочки НДС. В итоге юрлицо становится налоговым нарушителем, потому что якобы не проявило «должную осмотрительность». При этом в отличие от налоговых нарушений оценка юридического лица как не исполнившего обязанности, предусмотренные 115-ФЗ, создает гораздо больше репутационных рисков, поскольку воспринимается как вовлечение в совершение уголовно наказуемых деяний.
Станьте подписчиком FMG GROUP в Facebook!
Итак, органы управления юридического лица должны будут предупреждать совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными преступным путем. Чтобы избежать проблем, законопроект советует компаниям:
- сотрудничать с правоохранительными органами и Росфинмониторингом;
- внедрять процедуры, которые помогут проверять контрагентов;
- информировать своих сотрудников о том, какие «антиотмывочные» меры принимаются.
В малом и среднем бизнесе, как правило, нет специальных работников, которые функционально должны оценивать сделки и контрагентов с точки зрения вопросов ПОД/ФТ (противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма). Уже по факту сделки банки могут оценить операцию как сомнительную. Если же новый закон примут, компаниям придется нанимать новых сотрудников, компетентных не только в области права (для разработки локальных нормативных актов, выработки процедур и их осуществления и т.д.), но и в области экономической безопасности (для оценки контрагентов и оценки операций с точки зрения ПОД/ФТ).
Еще один риск для юрлиц — проблема с блокировкой счетов и внесением в черный список: компанию, чью операцию банк отказался проводить, можно будет признать автоматически не выполнившим требования 115-ФЗ в части принятия мер по предупреждению отмывания доходов.
Согласно пояснительной записке, законопроект следует рассматривать с проектом закона о внесении изменений в КоАП, который устанавливает штраф для юрлиц в размере до трехкратной суммы правонарушения, но не менее миллиона рублей. То есть, нарушение новых довольно абстрактных правил может для некоторых компаний означать прекращение деятельности или банкротство.