Вот кому Уголовно-процессуальный кодекс дает право на особый порядок производства по уголовным делам:
- депутаты Госдумы и члены Совета Федерации;
- депутаты и выборные чиновники субъектов федерации и местного самоуправления;
- судьи;
- прокуроры;
- адвокаты;
- следователи;
- аудиторы и руководители Счетной палаты;
- члены избирательных комиссий;
- зарегистрированные кандидаты в депутаты и президенты России;
- бывшие президенты России.
Перечень довольно обширный, и нередки случаи, когда представители прокуратуры, следователи или депутаты, нарушившие закон, понимают свою безнаказанность и пренебрежительно относятся к работе правоохранителей. Истории о пьяных следователях и прокурорах за рулем тоже не редкость. Полиции гораздо проще не связываться с обладателями особого статуса, чтобы избежать проблем.
Следственный комитет намерен бороться с практикой особого статуса: в частности, добиться отмены избыточных требований к согласованию таких дел, а также права задерживать «неприкосновенных» на месте преступления.
Глава СК Александр Бастрыкин полагает, что судьи и депутаты злоупотребляют своим положением, зная, что просто так провести следственные действия и направить дела в суд не получится. Например, при получении судьей взятки оперативники не могут провести немедленный обыск у него дома. Правда, Бастрыкин рассказал о случае в Анапе, когда следователи все-таки пошли на такой шаг, который суд впоследствии оправдал.
По словам Бастрыкина, некоторых обладателей особого статуса, например, муниципальных депутатов, нужно и вовсе его лишить.