- Что такое субсидиарная ответственность при банкротстве?
- Кого можно привлечь к субсидиарной ответственности?
- При каких условиях можно привлечь к субсидиарной ответственности?
- За что можно привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности?
- Кто может привлечь должника к ответственности?
- Как выглядит процесс привлечения к субсидиарной ответственности?
- Может ли контролирующее лицо оправдать себя?
1. Что такое субсидиарная ответственность при банкротстве?
Представим, что компания «Ромашка» должна 3000 000 рублей организации «Маргаритка». Кредитор подаёт в суд, чтобы вернуть деньги. На балансе компании этих средств нет, уставной капитал долг не покрывает. В такой ситуации при определенных обстоятельствах можно привлечь её директора или другое контролирующее лицо к субсидиарной ответственности. То есть потребовать деньги не от компании непосредственно, а от человека или людей, чьи действия или бездействие привели к возникновению долга.
Простыми словами, когда основное лицо (компания, юрлицо) не может погасить задолженность, взыскать её можно с физического лица, контролирующего компанию.
2. Кого можно привлечь к субсидиарной ответственности?
Формально всех тех людей, которые имеют отношение к управлению предприятием, чьи действия привели к долгам и банкротству. Причём, не обязательно это один человек. Субсидиарная ответственность бывает солидарной: то есть долги можно взыскать сразу с нескольких контролирующих лиц.
Кто это может быть?
- собственники компании;
- руководитель компании-должника или её управляющей организации;
- главный бухгалтер;
- собственник имущества;
- члены управляющих органов юрлица (например, совет директоров);
- глава ликвидационной комиссии компании;
- номинальный директор.
Даже те люди, которые не имеют отношения к организации по документам, могут отвечать по долговым обязательствам, если выяснится, что они влияли на управление.
Если человек докажет, что никаких неудачных решений не принимал, а наоборот, пытался оздоровить финансовое положение организации и выплатить долги, привлечь его к ответственности не получится.
Пример.
Реальный директор совершил ряд сделок, которые привели к несостоятельности компании и причинили вред кредиторам.
Незадолго до объявления организации банкротом директором назначили номинальное лицо.
Конкурсный управляющий обратился в суд с требованием привлечь к субсидиарной ответственности не "номинального", а предыдущего реального директора — за то, что он не передал бухгалтерские документы компании. Последний в свою защиту заявил, что на момент старта процедуры банкротства гендиректором был уже не он. Следовательно, обязанность по передаче документов конкурсному управляющему лежала не на нём.
Суд такие доводы не принял и установил, что номинальный директор функции руководителя не выполнял, документы должника от предыдущих руководителей не принимал, зарплату не получал. И поэтому его к субсидиарной ответственности привлечь нельзя.
При этом предыдущий директор не смог доказать в суде, что передал бухгалтерские документы при смене руководства.
3. При каких условиях можно привлечь к субсидиарной ответственности?
- В течение трёх лет после завершения процедуры банкротства, если установлены контролирующие лица и требования кредиторов не удовлетворены.
- Во время процедуры банкротства, когда установлен размер требований кредиторов и выявлены действия конкретных лиц, чьи действия привели к банкротству.
Арбитражный управляющий, проводящий процедуру банкротства, сформирует конкурсную массу и разберётся в обстоятельствах всех проблем. Он может подать иск о субсидиарной ответственности, если выяснится, что конкурсная масса не покрывает долг. И именно разницу между этими суммами можно взыскать с контролирующих лиц.
4. За что можно привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности?
Субсидиарная ответственность наступает, если:
- компания заключала сделки, из-за которых кредиторы понесли убытки;
- у организации проблемы с бухгалтерией: документы искажены, не поданы вовремя или их вообще нет — и это привело к банкротству компании;
- руководство компании самостоятельно не подало вовремя заявление о банкротстве;
- компания специально объявила себя несостоятельной без реальных на то причин (фиктивное банкротство);
- организация нарушила налоговые, административные или уголовные нормы, которые привели к возникновению долга;
- юрлицо не подало сведения в ЕГРЮЛ или Федресурс (или подало недостоверные данные), которые кредиторы использовали для того, чтобы оценить финансовую и репутационную благонадежность должника;
- компания каким-то образом потеряла учредительные или другие документы о компании, и это привело к банкротству или мешает разыскать имущество организации.
5. Кто может привлечь должника к ответственности?
Этим обычно занимается арбитражный управляющий. Именно он изучает обстоятельства банкротства, собирает всю информацию о сделках, контролирующих лицах и их имуществе. Он подаёт заявление о субсидиарной ответственности по своей инициативе или по просьбе кредиторов.
Если компания объявляет о банкротстве сама и сама назначает управляющего, есть риски, что он будет действовать в интересах должника. Если кредитор считает действия арбитражного управляющего предвзятыми, он может сам подать заявление о субсидиарной ответственности. Но сначала нужно заказать экспертизу, которая выявит признаки финансовой нечистоплотности должника или другие обстоятельства, “не замеченные” арбитром.
Инициаторами привлечения могут быть также работники компании-должника (бывшие и нынешние), конкурсные кредиторы и уполномоченные органы (например, налоговая инспекция).
6. Как выглядит процесс привлечения к субсидиарной ответственности?
После завершения процедуры банкротства компании у кредитора есть 3 года на то, чтобы подать заявление. Срок считают с того момента, как кредитор узнал или должен был узнать об основаниях для подачи заявления. При этом нужно уложиться:
- в 3 года с момента, когда суд признал компанию банкротом, или
- в 10 лет с момента, когда контролирующее лицо совершило то, что стало основанием для привлечения к ответственности.
Для контролирующих лиц установлена “презумпция виновности”. И теперь они должны доказывать свою безгрешность.
Когда суд выносит решение о привлечении к субсидиарной ответственности, выдаётся исполнительный лист. На его основании открывается исполнительное производство, и пристав занимается поиском денег для кредиторов. Долги контролирующие лица оплачивают из собственных средств. Причём даже личное банкротство не избавит их от ответственности.
Вот примерный алгоритм привлечения:
- Дождаться возбуждения дела о банкротстве или самому подать заявление о банкротстве контрагента.
- Включить требования в реестр требований кредиторов.
- Оценить, есть ли основания подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности.
- Если арбитражный управляющий не подаёт заявление, подать самому или обжаловать бездействие АУ.
- Дождаться решения суда о наличии оснований для привлечения к ответственности.
- Выбрать, как добиваться взыскания: в процессе банкротства можно получить долг через конкурсную массу или напрямую по уступке прав требований другому кредитору. После банкротства можно самостоятельно получить исполнительный лист и добиваться погашения через судебных приставов.
7. Может ли контролирующее лицо оправдать себя?
Конечно. Если его обвиняют в заключении “вредных” сделок, он может постараться доказать, что:
- причинил убытки неумышленно;
- действовал в интересах компании, а не в своих личных, не нарушая при этом интересы кредиторов;
- действовал разумно и адекватно рынку (например, выбирал вызывающих доверие контрагентов, которые предлагали выгодные условия);
- пытался исправить последствия неудачных сделок.
Пример.
Директор от имени фирмы продал её нежилые помещения. Конкурсный управляющий посчитал, что эта сделка причинила вред кредиторам, так как после продажи недвижимости компания лишилась доходов от сдачи в аренду.
Но директор доказал, что продал помещения по цене дороже, чем цена их покупки. И банкротство компании никак с продажей не связано, а его причина — закрытие нерентабельных торговых точек.
Если заявление подали из-за проблем с бухгалтерией, контролирующее лицо может постараться доказать, что утеря документов никак не связана с убытками. Или что вина за возникшие трудности лежит не на нём, а на предыдущем директоре или бухгалтере.
Если лицо пытаются привлечь к субсидиарной ответственности за проблемы с корпоративными документами, можно попробовать доказать, что их потеря или искажение никак не повлияли на процедуру банкротства и новые задолженности.
Если иск связан с несвоевременной подачей заявления о банкротстве, нужно проверить, правильно ли управляющий или кредитор определили день, с которого отсчитывается срок на подачу. И попробовать доказать, что признаков объективного банкротства не было — поэтому никто и не торопился.
Если заявление подали из-за налоговых нарушений, нужно доказать, что личной вины ответчика в них нет — он не получил никакой выгоды, а все долги появились по неосторожности. Но если размер недоимки окажется больше 50% всех требований кредиторов третьей очереди, ответчик будет виноват автоматически. И тогда нужно будет проверить, действительно ли доля доначисленных налогов больше 50% от общей суммы долгов.