Год назад ФНС оштрафовала операторов «большой тройки» за то, что те отказались без судебного решения предоставить данные о переговорах своих абонентов. Конституционный суд в 2003 году разъяснил, что данные биллинга — то есть, информация о том, когда, куда и с какого номера был звонок и сколько он длился — тоже являются охраняемой законом тайной и могут быть кому-то предоставлены только по решению суда.
Руководствуясь этим, сотовые компании пошли в суд. В конце января Арбитражный суд Москвы отклонил все три иска, признав штрафы правомерными. Теперь появились мотивировочные части решений (по искам МТС и «Билайн»).
Суд счел, что операторы прикрываются заботой о персональных данных своих клиентов, чтобы «сделать свою деятельность максимально непрозрачной для контролирующих органов».
Дело в том, что налоговая обратилась к операторам после налоговой проверки «Ростелекома», который заподозрили в завышении расходов на пропуск голосового трафика. Чтобы проверить подозрения в задвоении трафика и доначислить налоги и понадобились сведения сотовых операторов.
Согласно решению суда, сведения биллинга — это по сути калькуляция оказываемых оператором связи услуг. ФНС регулярно выявляет факты завышения расходов и запрашивает для подтверждения данные биллинга. Причем, отмечается в решении, сотовые операторы уже исполняли такие запросы.
Права абонентов, на взгляд суда, не ущемляются, поскольку согласно ст. 3 закона № 152-ФЗ о персональных данных сам по себе номер телефона без указания сведений об абоненте — это просто набор цифр, который нельзя признать персональной информацией. Соответственно, данные о соединениях без привязки к конкретным людям — тоже обезличенная информация.
Доводы о том, что налоговики могут легко воспользоваться нелегальными базами данных сотовых абонентов, суд назвал «абсурдными и не имеющими ничего общего с целями работы налоговых органов», ведь по закону они обязаны сохранять налоговую тайну.