Весной 2012-го Центробанк опубликовал положение 375-П, которое уточняет, по каким признакам банки должны понимать, что операция подозрительная. С тех пор перечень критериев не обновлялся, при этом технологии и финансовый рынок сильно изменились. ЦБ целый год актуализировал признаки вместе с Росфинмониторингом, чтобы описать для банков новые схемы необычных операций. Устаревшие критерии, соответственно, из документа уберут. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина ранее обещала, что оснований для отказа в транзакции после усовершенствования норм станет меньше.
Проект указания ЦБ опубликован на сайте регулятора.
Итак, ЦБ предлагает исключить из перечня критериев подозрительности случаи, когда операцию проводят с большой комиссией или заградительным тарифом. «Нестандартные и сложные» расчеты тоже сами по себе не могут считаться подозрительными. Но несоответствие транзакции «общепринятой рыночной практике» все-таки повод обратить повышенное внимание.
Станьте подписчиком FMG GROUP в Facebook!
При этом если транзакция не связана с деятельностью компании согласно ее учредительным документом, это больше не должно быть проблемой, считает ЦБ.
Зато если банк что-то насторожило, а клиент после этих вопросов отказывается от операции и хочет закрыть счет, это будет считаться признаком сомнительности.
Еще ЦБ собирается пресечь мошенничество с нотариальными подписями, которые имеют статус исполнительных документов. По данным Росфинмониторинга, в последнее время такой способ обналички и отмывания все популярнее. ЦБ хочет дать банкам право отказывать в операциях по исполнительным листам, если есть подозрения, что дело тут нечисто.
Еще один повод для подозрений — если физлицо регулярно получает деньги от ИП или юрлица, а потом снимает со счета наличные (если это не зарплата или алименты). То же самое касается снятия наличных с корпоративных карт.
Также ЦБ призывает обращать внимание на идентификационные номера личных устройств клиентов, с которых проводятся операции. Если номер один у разных клиентов, это повод насторожиться. Например, если с одной группы IP-адресов или с одного телефона кто-то управляет счетами компаний из разных стран или физлиц, которые не связаны родственными узами.
Станьте подписчиком FMG GROUP в Facebook!
Еще один признак подозрительности совсем общий: если операция связана с приобретением или продажей виртуальных активов. В теории это может быть что угодно, тем более что официально отрасль в России пока не регулируется, ведь закон о цифровых активах еще не принят.
Отдельно ЦБ оговаривает вопрос отмывания денег через НКО. Если физлицо или компания в России получает деньги из-за рубежа и регулярно перечисляет примерно такую же суммув НКО, это тоже подозрительно, отмечает регулятор.
Банки также должны насторожить сделки с неликвидными ценными бумагами и денежные переводы юрлиц в пользу товарно-сырьевых бирж, зарегистрированных в странах ЕАЭС.
Также ЦБ обратил внимание на схему обналичивания через компании, занимающиеся металлоломом или скупкой драгоценностей. Если от них на счета физических лиц приходит более 250 тысяч рублей в месяц, и потом эти деньги снимают со счета, это подозрительно.