Получить консультацию

Взятка криптощенками. Как ловят за руку, если "занесли" в биткоинах

К использованию криптовалюты в России уже привыкли, но с тем, чтобы воспринимать цифровые активы как объект прав и обязанностей, по-прежнему много проблем.

Госдума обещает вот-вот принять законопроект «О цифровых финансовых активах», который прояснит ситуацию с точки зрения гражданских правоотношений, а вот применительно к уголовно наказуемым деяниям правовое положения криптовалюты совсем зыбкое.

Разберем простой пример. Некое должностное лицо, назовем его «Н», имеет полномочия по выдаче разрешений. И когда к нему за таким разрешением обращаются, ставит условие: бумага будет выдана, если в адрес «Н» перечислят 20 единиц известной (или малоизвестной) криптовалюты. Обратившееся лицо, осознавая безысходность положения, переводит в адрес «Н» 20 единиц криптовалюты. 

Будет ли в действиях «Н» состав преступления «получение взятки»? Как это доказать? Грозит ли «Н» уголовное преследование или он может в связи с отсутствием правового регулирования криптовалюты избежать наказания?

Что вообще такое взятка?

Начнем с определения взятки в Уголовном кодексе: согласно статье 290, это  может быть получение должностным лицом денег, ценных бумаг и иного имущества, а также незаконное оказание ему услуг имущественного характера и предоставление иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

То есть, предметом взятки может быть любое имущество, услуги, имущественные права. Но подпадает ли криптовалюта под какое-либо из этих определений? Из судебной практики уже следует, что криптовалюту можно признавать имуществом. Об этом, например, говорит постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-124668/2017. В целом такой подход соответствует тенденции приравнивания криптовалюты к имуществу в электронной форме.

Значит, криптовалюта может быть расценена как предмет взятки, который следственные органы могут описать творчески — как иное имущество в электронной форме, выраженное в виде цифровой записи о наличии у «Н» актива в размере 20 единиц. В принципе, приоритетным для определения предмета взятки является его наличие в действующей природе вещей, а свойства предмета взятки и его вид имеют второстепенное значение.

Как оценить сумму взятки в случае с криптовалютой?

Верховный Суд 24 декабря изменил редакцию постановления Пленума от 09.07.2013 №24 и подтвердил расширительное толкование предмета взятки, упомянув в качестве такового цифровые и другие имущественные права. Сколько такие права стоят в денежном выражении, должны определять доказательства, имеющиеся в деле, в том числе заключения экспертов, уточнили в ВС.

Таким образом, чтобы криптовалюта могла быть расценена как предмет взятки, нужна ее денежная оценка. Для этого можно использовать информацию о курсах на криптобиржах и принять среднее значение за ориентировочную стоимость. Легитимность использования такого подхода неоднозначна, но если эксперт, определяя денежное выражение для криптовалюты, сошлется на такой метод (ведь других источников информации нет), то доказательство может быть признано следственными и судебными органами допустимым и относимым, поскольку официально описанных методик оценки криптовалют просто нет.

Как доказывать факт взятки?

Можно ли доказать факт получения «Н» взятки в виде криптовалюты? (спойлер – можно!) В этом вопросе многое будет зависеть как от качества оперативной работы на стадии выявления преступления, так и от решимости следственных органов и их руководства на стадии предварительного следствия. 

Очевидным способом доказательства вины будут оперативно-розыскные мероприятия, которые зафиксируют факт предоставления «Н» реквизитов для перевода криптовалюты (например, аудио- или видеозапись, где Н говорит, что для выдачи разрешения нужно перевести 20 единиц криптовалюты на указанный им криптокошелек), после чего оперативные работники могут зафиксировать факт перевода на этот криптокошелек. 

Если же записи нет, то обстоятельства получения «Н» взятки должны доказываться через связь «Н» с криптокошельком, на который перевели взятку. Такую связь могут установить через изъятый персональный компьютер, планшет или смартфон, на которых обнаружат факт доступа к криптокошельку, либо получив анализ трафика от интернет-провайдера, либо используя контроль Wi-Fi сети в офисе или дома у подозреваемого, в общем, через любые цифровые отпечатки, оставляемые при регистрации криптокошелька или при проведении операций с криптовалютой. 

Защита может раскритиковать такие доказательства, сделав упор на отсутствие достоверного подтверждения получения «Н» криптовалюты. Такая стратегия может быть успешной, если следственным органам не удастся доказать, что движение криптовалюты между двумя криптокошельками и обращение криптовалюты в фиатные деньги имели непосредственную связь с «Н» и его решением о выдаче разрешения. 

Использование VPN и прокси-серверов не обеспечивает абсолютной анонимности пользователя, как и оформление сим-карт телефона на чужой паспорт (телефон будет изъят при задержании, обыске, выемке и связь телефона с конкретным лицом будет установлена).

Как изобличают в получении криптовзятки и чем рискует взяткодатель?

На практике чаще всего проводится оперативный эксперимент, в ходе которого негласно фиксируется общение взяткодателя с «Н», идентификация предмета взятки, процесс перехода предмета взятки от взяткодателя к «Н» или иному лицу, указанному «Н». Также планируется момент задержания «Н» и осмотра места происшествия в целях изъятия предметов и документов, имеющих значение для дела, заранее привлекаются специалисты, способные оказать оперативным службам содействие в получении доказательств. 

В экспериментах используют либо криптовалюту взяткодателя, либо  купленную за его счет или за счет средств, выделяемых на оперативные мероприятия. Но риск потерять деньги очень велик: чтобы распорядиться цифровым имуществом, достаточно знать набор из 12 слов. И если «Н» кому-то сообщил или успеет сообщить эти данные, криптовалюту могут быстро перевести на другой кошелек.

Смогут ли следственные органы предотвратить такие последствия, зависит от оперативности принимаемых мер и поведения задержанного «Н». Если биткоины (или менее известная криптовалюта) всё же исчезли, остается предъявить «Н» гражданский иск в рамках уголовного дела, который будет рассмотрен судом вместе с самим уголовным делом. Но, если у «Н» не будет достаточно имущества, за счет которого можно удовлетворить исковые требования, рассчитывать на возвращение всей суммы переданной взятки не следует.


Специально для телеграм-канала @blockchainrf (Все о блокчейн и цифровой экономике в России и мире) рассказываем про «подводные камни» владения и использования криптовалют


Подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен.

Есть вопросы?

Мы вам перезвоним

Нажимая кнопку «Жду звонка» я даю согласие на обработку персональных данных